Пути возрождения и развития промысла 6

Растянет свои прилавки праздничная ярмарка. Под заливчатую гармонь запоют девчата «каргополочку». А по городу убранные цветными лентами уже мчатся несколько конских упряжек со счастливой ребятней. И жаль, что это приподнятое настроение не передает в своей тройке современный мастер, чтобы, увидев ее однажды, мы почувствовали радостное народное веселье, чтобы оно отозвалось и в нашем сердце.
Любят сегодня в мастерской лепить и гармонистов. Игроки работы А. П. Шевелева — горделивые, даже надменные, они подвижны в пластике и ярко, порой даже броско, раскрашены. Игрушки С. И. Яковлевой и А. Ф. Шевелевой статичнее по лепке, спокойнее по цвету. Они занятны, но мало эмоциональны и не передают типичные народные представления о гармонистах.


В. Д. Шевелев. Композиция «Сельский праздник». 1984

Вспомним, что значил гармонист или балалаечник для деревенской молодежи 1920—1930-х годов. Он — первый парень на деревне, желанный гость на всех молодежных посиделках и «беседах». Так, каргопольская песенница П. В. Ботутина рассказывает:
— Молодежь откупала избу на всю зиму, и каждый вечер собирались все вместе. Девушки пряли лен, а парни без дела все хаживали, присматривали себе невест. Балалаечник у нас на всю деревню один, цену себе знал. С гармонью же ребята из соседней деревни приходили — вот когда веселье-то было! Наперебой частушки пели, ходили в кадриль. О женихе-гармонисте в деревне мечтали все девушки, о том и в частушках выпевали:
Голубые да и синие
Цветочки у реки.
Подруга, самые красивые
Ребята-игроки.
Задушевная, оденем
Платьица с горошками.
Будем мальчиков любить.
Которые с гармошками.
Коленкоровую кофточку
Обшила кумачом.
Без тальяночки миленочка
Не надо нипочем
.
И глядя на удалых гармонистов и задорных танцовщиков, выполненных И. В. и Е. А. Дружиниными, У. И. Бабкиной, мы словно попадаем в жизнерадостную атмосферу этих молодежных посиделок.
Пред.     След.

Разделы сайта

Галерея

История керамики