Пути возрождения и развития промысла 9

И пусть далеко не все изберут делом своей жизни труд гончара-игрушечника, но дружба с народным искусством сделает их духовно богаче на всю жизнь. Именно о такой подготовке кадров говорят строки Постановления ЦК КПСС, в котором поручается Министерству просвещения СССР «осуществить необходимые меры по профессиональной ориентации общеобразовательных школ в центрах народных художественных промыслов», это и определит дальнейшее развитие коллектива, будет способствовать его эстетической самобытности
Первый шаг в этом направлении сделал А. П. Шевелев, организовав при городском Доме пионеров кружок глиняной игрушки. С 1963 года в школах, а затем в педучилище руководил такими кружками, к сожалению, теперь не существующими, В. Д. Шевелев. Впоследствии, вместе с Г. А. Кулешовым, он организовал в городе Школу искусств, где учат лепить и глиняные игрушки. Его питомцы принимали участие в областном детском фольклорном празднике, где награждены дипломом Управления культуры облисполкома.
Таковы пока лишь первые шаги в большом и нужном деле, а группы ребят, увлеченных красотой и мудростью народного искусства, еще немногочисленны. Ясно лишь одно, что это начинание необходимо продолжать, чтобы высокий смысл древнего местного народного промысла и в будущем не утратил своего значения.
Каргопольская глиняная игрушка как художественное явление по праву занимает одно из первых мест среди своих российских собратьев — дымковской, филимоновской, абашевской и других. Творчество одаренных мастеров, принесших славу промыслу, возрастало на традиционной народной художественной культуре. Гриневские мастера явились носителями высоких традиций своего ремесла и задавали тон всей подобной продукции в крае. Достижения отдельных гончаров становились достоянием всего промысла, это способствовало взаимному развитию и обогащению творческого языка всех мастеров. И продолжать эту традицию — молодежи. Для наследников промысла ценно и то, что донесли архаизирующие работы И. В. и Е. А., Л. Е. Дружининых, А. В. Завьяловой, и то новое, что пришло с произведениями Бабкиной и что поныне живет в творчестве С. И. Рябова, А. П. Шевелева и его учеников.



С. Е. Дружинин. Свадьба. 1967

Анна Федоровна Шевелева (р. 1932 г.) родилась в соседнем с Каргопольским Приозерном районе.


У. И. Бабкина. Крестьянка с пирогами. 1968

Пред.     След.