Роспись красками

Мазок и орнамент. Покрыв стол клеенкой или листом бумаги и разместив на нем несколько кистей разной величины, шпатель, чистую тряпку, стаканчики со скипидаром и скипидарным маслом, — учащийся садится к столу так, чтобы свет падал с левой стороны.

Начинающему следует поль­зоваться только одной краской и не переходить к многокрасочным рисункам до тех пор, пока рука не научится пользоваться кистью и наносить правильные мазки. Чересчур жидко расправленная краска не даст хорошего мазка, так как в конце его будет оста­ваться капля, а при слишком жирной краске мазок будет рас­плываться и не сохранит своей формы. Однако для живописи требуются различно приготов­ленные краски. Для тонкого и мелкого рисунка (цветов или орнамента) краска должна быть -суше; для пейзажа, неба — жирнее; для крытья фона — очень жирной.


 

Рис. 83. Положение рук при росписи
Правую руку кладут на стол, а в левую берут изделие и прижимают его к столу

Краску набирают на чуть смоченную скипидаром кисть с кон­чика, понемногу, чтобы кисть была насыщена ею равномерно и чтобы с одной стороны ее не было больше, чем с другой Затем в левую руку берут изделие (лучше пока плоское) и прижимают краем к столешнице так, чтобы оно было неподвижно Правую руку кладут от кисти до локтя на стол (рис. 83).

Осторожно прикоснувшись кончиком кисти к поверхности фар­фора, рукой делают нажим. На половине движения нажим прекра­щают и, не отрывая кисти, начинают медленно поднимать руку, пока мазок не сойдет «на нет». Чем сильнее нажим, тем больше будет мазок. Конечно, каждый размер кисти имеет свой предел величины мазка (рис. 84). Первоначально рука будет двигаться плохо и мазки будут однобокими.

Мазок — основа всей техники живописи; на нем основывают­ся орнамент, пейзажи, портреты.

Если мазок хорошо вышел в направлении, показанном на рис. 84, б,то следует путем повторения его на одинаковом расстоянии друг от друга сделать растительный орнамент (рис. 84, в). Если прибавим к этому стебель, маленький листик или ягоду (рис. 84, г), то получим простейший бордюр для чашки. Располагая однород­ные мазки вокруг центра, получаем простейшие стилизованные цветы (рис. 84, д).Одной и той же кистью можно изобразить и тупой, и острый лист. Для нанесения тупого листа надо набрать побольше краски и начать прямо с нажима конца кисти.


 

Рис. 84. Простейший орнамент на основе мазка

Живопись по глазурованному фарфору имеет для начинающего свои преимущества, заключающиеся в том, что неверно нанесенный мазок можно легко смыть скипидаром или стереть чистой тряпкой без ущерба для остальной композиции.

Особого навыка требует проведение тонких длинных линий. Рука должна «дотянуть» их от начала до конца длинноволосой кистью с одного раза.

Перевод рисунка. Рассмотрим основные способы перевода ри­сунка.

Отпечатывание. Берут кальку и прорисовывают на\ ней мягким карандашом рисунок (копируют с бумаги). Затем этот же рисунок повторяют с обратной стороны. Наложив кальку об­ратной стороной на фарфор, проглаживают рисунок ногтем, кон­чиком карандаша или лучше всего — костяной палочкой (шпате­лем). Рисунок вполне четко отпечатается на изделии.

Припорох. Нанесенный на кальке контур прокалывают с задней стороны тонкой иглой, подложив под рисунок что-нибудь мягкое, например кусок сукна. Расстояние между отдельными проколами может составлять 1—3 мм. Затем надо сделать тампон, свернув в трубочку кусок сукна, и перевязать его.

Для припороха надо растолочь древесный уголь в порошок. Кончиком суконного тампона набирают угольный порошок и, нало­жив кальку на фарфор передней стороной кверху, придерживая ее, проводят по контуру тампоном. Уголь, проникая в наколы, созда­ет пунктирный контур рисунка на фарфоре. Не следует проводить тампоном дважды по одному и тому же месту.

Недостатком данного способа является трудность его примене­ния на круглой поверхности из-за сложности соблюдения правиль­ного положения кальки. Для большего удобства можно выкраивать ее по форме обрабатываемого изделия, а при наложении — прикреп­лять маленькими кусочками пластилина или воска.

Рисунок.Для творчески работающего художника лучше всего поскорее перейти к нанесению рисунка от руки, т. е. пробовать рисовать на фарфоре карандашом. Чтобы карандаш рисовал по фар­фору так же, как и по бумаге, надо слегка смазать его поверхность скипидарным маслом, взятым на чистую тряпочку, и подсушить.

Отводка. Расписанное изделие, особенно чашку или тарелку, очень часто требуется «отвести», т. е. сделать своего рода рамку. Для этого по краю наносят тонкую полоску краской или золотом, что во многих случаях способствует завершенности декора и укра­шает изделие.

Ровно и скоро сделать отводку можно с помощью турнетки, на которой для ориентировки нанесены концентрические круги (см. рис. 62). Отводчик садится близ угла стола так,чтобы ему удобно было положить на столешницу правую руку, а рядом устанавливает турнетку с изделием, которую он будет поворачивать левой рукой. Приведя турнетку в движение, слегка подталкивают изделие пра­вой рукой, лежащей на столе, чтобы оно встало на центр. При прово­рачивании турнетки изделие не должно «бить». После этого берут длинную кососрезанную кисть, набирают на нее краску и, установив прочно руку на столе, начинают «отводить».

Пред.     След.