Роспись ангобами

Как уже говорилось, ангоб — это глина, разведенная до кон­систенции сметаны. Цветны­ми ангобами расписывают из­делия, имеющие самое разно­образное назначение: посуду, подсвечники, броши, кулоны, бусы и многое другое. Ангобы различных цветов можно получить двумя спосо­бами. Первый способ — подоб­рать природные глины, кото­рые после обжига окрашива­ются в разные цвета. Нату­ральные ангобы имеют при­глушенную окраску. Цвет их в основном теплый: красно-оранжевый (кирпичный), крас­но-коричневый, серый, жел­тый и др. Смешивая натураль­ные ангобы между собой, мож­но получить множество тон­чайших оттенков. К ним нуж­но прибавить еще беложгущу-юся глину. Приобрести глины, имеющие разнообразную на­туральную окраску, довольно трудно, к тому же в их палитре отсутствуют холодные цвета — синие и зеленые, а также чер­ный. Поэтому гончары просто-напросто окрашивают белую глину в нужный цвет солями металлов.

 

При добавлении в беложгущуюся глину оксида хрома или хромпика получают зеленый (травяной) цвет, оксида ко­бальта или хлористого ко­бальта — синий, оксида желе­за — красный и коричневый, оксида меди или медного купо­роса — бирюзовый.

 

Для окраски ангобов можно использовать гуашевые крас­ки, красящим веществом ко­торых являются оксиды ме­таллов, например кобальт си­ний, кобальт зеленый и окись хрома.

Для окраски глины в желтый и коричневый цвета может вполне подойти оксид железа в виде окалины, снятой с по­верхности железной трубы са­мовара или садовой печки. При необходимости гончарысамостоятельно могли извлечь из металла оксиды. Чтобы по­лучить оксид меди, в глиня­ный горшок кладут красную медную проволоку или обрез­ки листовой меди (латунь и бронзу применять нельзя). Горшок закрывают крышкой и ставят в печь вместе с обжига­емой посудой. Когда печь ос­тынет, обожженную медь тол­кут в горшке колотушкой, что­бы образовавшаяся под влия­нием высокой температуры окалина осыпалась на дно. Окалину высыпают в стеклян­ную банку, а оставшуюся про­волоку и медные обрезки пере­жигают еще несколько раз при каждой очередной топке печи. Медь пережигают до тех пор, пока она полностью не пре­вратится в окалину, то есть в оксид меди. Таким же спосо­бом специально пережигают железо.

Полученные оксиды тщатель­но перетирают фарфоровым пестиком на матовом стекле, просеивают через мелкое сито и только после этого смешива­ют с белой глиной.

 

Чтобы получился зеленый (тра­вяной) цвет, на 100 г белой гли­ны требуется 6 г оксида хрома или 8 г хромпика, для синего — 4 г оксида кобальта или 12г хлористого кобальта, для ко­ричневого — 12—18 г оксида железа, для бирюзового — 8 г оксида меди или 16 г медного купороса.

 

Готовые ангобы часто имеют неопределенную окраску, и трудно поверить, что после об­жига они приобретают кон­кретный, ярко выраженный цвет. Чтобы не перепутать ан­гобы при росписи, необходимо на посуде, где они будут хра­ниться, сделать надписи с ука­занием цвета.

Цветные ангобы наносят на поверхность изделия кистью, рожком, воронкой, резиновой грушей, пластмассовым пу­зырьком и пипеткой (рис. 62). Рожки изготавливают из ко­ровьего рога или лепят из гли­ны, а затем обжигают (62а). Воронку сгибают из куска же­сти, картона, пропитанного олифой, и т. п.


На конце воронки и рожка предусматривают небольшое отверстие, в которое вставля­ют соломину, птичье перо или трубочку (например, от стерж­няшариковой ручки). Во­ронка менее удобна, чем рожок (62б), поскольку в процессе росписи трубочку время от времени приходится затыкать. Благодаря естественному из­гибу рожка ангоб из него не выливается, когда он находит­ся на подставке (62в). Подача ангоба из рожка регулируется -степенью его наклона (62г). Подставку для рожков можно слепить из глины, благо она у гончара всегда под рукой. Де­лается это так. Сначала лепят трехгранный брусок, затем берут в руки рожок и поочередно вдавливают сверху. При этом в бруске образуются чашеобраз­ные углубления, в которые на­дежно можно вкладывать рож­ки во время росписи. Чтобы каждый раз не делать подстав­ку, ее можно обжечь. Так же, как и рожки, используются ре­зиновые груши, пипетки и пластмассовые флаконы (62д). Но старые гончары считают, что они более удобны, чем во­ронки и рожки. Роспись ангобами производит­ся до обжига, когда изделие на­ходится в кожетвердом состоя­нии. Оно уже подсохло, но еще содержит достаточно влаги. Именно это обеспечивает наи­более прочное сцепление анго­бов с его поверхностью. Роспись выполняют либо не­посредственно на изделии, ли­бо после предварительной грунтовки белым ангобом. Грунт наносят на изделие ши­рокой кистью. После грунто­вки глине дают слегка подсох­нуть, а затем приступают к росписи.

Наиболее распространены следующие способы декора­тивной отделки ангобами: пас­тилаж, фляндровка и «мраморизация».

 

Пастилаж. В грушу или пласт­массовый флакон набирают ангоб и, ориентируясь на ли­нии вспомогательного рисун­ка, наносят на поверхность из­делия. Там, где требуется про­вести тонкую линию, на грушу нажимают лишь слегка, там же, где линия должна быть толще, нажим усиливают. Са­мые тонкие линии узора вы­полняются пипеткой (рис. 63).


Фляндровка. Эта техника де­коративной отделки применя­ется гончарами наиболее ши­роко. Необыкновенная живо­писность отделки достигается очень простыми и остроумны­ми приемами.

 

Фляндровкой можно декориро­вать как высокую посуду (ва­зы, кувшины), так и широкую низкую, типа всевозможных блюд и тарелок.

 

Кувшин устанавливают на вращающуюся подставку. При вращении на посуду наносят разноцветные, соприкасающи­еся друг с другом полоски ан­гоба (рис. 64.1). Продолжая вращать подставку, мастер рас­секает нанесенные пояски ост­рой деревянной палочкой или резиновой гребенкой, проводя этими инструментами сверху вниз через определенные про­межутки (64.2). При смеше­нии вязких слоев ангобов об­разуется оригинальный живо­писный узор.


Примерно так же фляндровка выполняется и на блюде (рис. 65). На вращающееся блюдо рожком или грушей наносят разноцветные круги (65.1). За­тем на самый большой круг, на произвольном расстоянии друг от друга, выдавливают жирные капли ангоба (65.2). Каждую каплю острой палоч­кой сдвигают к середине блюда. Вместе с каплями смеща­ются и слои ангобов, образуя характерный узор, состоящий из так называемых «гребенцов» (65.3).


«Мраморизация». Этот спо­соб декоративной отделки применялся на Руси в X—XII веках и сохранился до наших дней. Основан он на свобод­ном растекании цветных анго­бов по поверхности керамиче­ского изделия. Наиболее жи­вописным рисунок узора по­лучается в том случае, когда роспись ведется по сырому ангобному грунту. На поверхность изделия нано­сят толстым слоем всевозмож­ные полосы, капли, кляксы, которые начинают тут же сте­кать по влажному фону вниз (рис. 66). Гончар берет изделие в обе руки и, медленно повора­чивая, наклоняет его то в одну сторону, то в другую. Иногда изделие слегка встряхивают. Переплетаясь и сливаясь, по­теки ангобов образуют слож­ный рисунок, чем-то напоми­нающий текстуру мрамора, от­сюда и название этого способа декорирования. Настоящий цвет у ангобов про­является после обжига. Многие из них имеют мягкую, приглу­шенную окраску, напоминая пастель или цветные мелки. Но если перед обжигом на ангобы был нанесен (после предвари­тельной просушки) тонкий слой глазури, краски становят­ся сочными и яркими.


Пред.