Ручная лепка сосудов

Ручная выделка сосудов не только предшествова­ла формовке на гончарном круге, но и продолжала разви­ваться параллельно с ней. В наше время не перевелись еще мастера, которые продолжают изготовлять уникальную по­суду дедовским способом. Причем вылепленные вруч­ную сосуды имеют порой на­столько правильную форму, что только специалист сможет отличить их от сосудов, срабо­танных на гончарном круге. Но если возможности гончар­ного круга ограничены изгото­влением изделий, имеющих форму тел вращения, то ис­кусным рукам мастера под­властны любые формы.


 

Сосуды, выполненные без гон­чарного круга, высоко ценятся в современной Японии, где руч­ной формовкой занимаются из­вестные всей стране гончары.

 

Существует довольно много различных способов ручной лепки сосудов. Многие из них отличаются простотой и ост­роумием технических реше­ний. Однажды при раскопках древних поселений в Двуре­чье археологи обнаружили странные сосуды: внутри каж­дого из них были видны отпе­чатки так называемого шнуро­вого или веревочного узора. Такими узорами древние гон­чары украшали посуду до­вольно часто, вдавливая ве­ревку в мягкую глину. Узоры размещали на видном месте, поскольку они должны были украшать посуду. Но почему украшения в странных сосу­дах оказались вдруг внутри, кто сможет любоваться ими? Вскоре, однако, секрет древ­них мастеров был разгадан. Не красоты ради внутри сосудов оказались отпечатки веревки, этого требовала технология их изготовления. Заключалась "же она в том, что древние гон­чары сматывали веревку в ту­гой клубок и вокруг него ле­пили стенки сосуда. Когда стенки были готовы, веревку осторожно тянули за остав­ленный снаружи конец, клу­бок разматывался, а на месте его образовывалась просто­рная полость сосуда.

Пред.     След.