Сани

Сани в Каргополье были не только самым распространенным средством передвижения как зимой, так


У. И. Бабкина. Поезжане. 1968

И летом, но необходимы еще и в обрядах. Так, только на санях можно было везти умершего на погост. Согласно поверью, в декабре, при повороте солнца на лето, оно отправлялось в санях в теплые страны, нарядившись в праздничный сарафан и кокошник. В весенней сельскохозяйственной обрядности масленичные катания «кругами» на санях были необходимы, чтоб выросли долгие льны и уродились добрые хлеба.
Еще во второй половине XIX века, как и много столетий назад, сани на Севере были обязательны в свадебном чине: в них везли невесту к церкви. Они изображались на узорной прялке, которую дарил своей суженой жених. Вероятно, поэтому С. Е. Дружинин подписывал свои игрушечные санные возки с «проезжанами» словом «Свадьба». Радостные по росписи, полные наблюдательности «бобки» Бабкиной с рассевшимися в санях глиняными человечками, то с гармонью в руках, то поющие песни — «бражники» — выражают традиционное народное отношение к простосердечному веселью.
Санные возки лепили почти все мастера, в то время как колесные повозки в местной игрушке единичны, несмотря на их широкое производство в уезде уже в начале XX века. По-видимому, причиной этому было не только то, что сани легче вылепить: они стали самобытным поэтическим образом долгих северных снегов и холодных зим, точно так же, как яркая удалая тройка с повозкой на колесиках в Городце, Полхов, Майдане или Гороховце говорит о бесконечных российских трактах и просторах Родины.
Пред.     След.

Разделы сайта

Галерея

История керамики