Сказы о жизни Ульяны Бабкиной 5

Своими игрушками она рассказывала о трудовых буднях села, о веселых народных праздниках. С задором и озорством лепила да красила «кадрили» с лихими гармонистами, танцующими парами. Гармониста то посадит верхом на оленя, то пристроит его на рога — так забавнее! Своенравную бабу-Полканиху верхом на мужа-Полкана усадит, вложит ей в руки гармонь — живет та баба припеваючи!
Изображала добродушных крестьянок, очень похожих на нее лицом, с полным блюдом румяных кренделей, хозяек с корзинами, нянек и кормилиц с младенцами на руках. У сельских модниц — муфты, широкополые шляпы, где птицы даже свили себе гнездо, — так веселее. Лепила охотника и кузнеца, деревенского всадника и возчика.


У. И. Бабкина. Кони. Вершник. 1968, 1972


У. И. Бабкина. Борьба охотника с медведем. 1972

С трогательной любовью делала игрушки зверей, домашних животных и птиц.
Среди ее глиняных фигурок есть и трагические сказы о жизни и смерти: «Борьба охотника с медведем», «Черные волки», «Медведь задирает корову»..И древние — языческие — образы: Полкан, птица Сирин, Древо жизни, которые ближе к доброй Ульяниной сказке, чем к древнему мифу. На игрушках мастерицы хотя и лежала печать исконной старины и в мотиве, и в строе, и в манере лепки, и в системе росписи, в орнаменте, но они воспринимались как высокий пример подлинно народного художественного творчества именно наших дней. Ведь для Ульяны Ивановны важнее было рассказать не столько об исторической судьбе местной игрушки и ее связях со старыми верованиями, сколько поведать о современных ей людях, о жизни и быте родной северной деревни.
Пред.     След.