Общие сведения о работе надглазурными красками

Торговая надглазурная краска, обозначенная заводом-изгото­вителем определенным номером, выпускается в виде тонкого порошка. Она состоит из пигмента (собственно крася­щего вещества — красителя) и флюса (легкоплавкого состава).

Чтобы изготовить, например, бирюзовую надглазурную краску в порошке, на производстве поступают следующим образом. Приго­товляют смесь флюса, состоящую из свинцового сурика, кварца, борной кислоты, которые сплавляют и затем измельчают. Для полу­чения красителя бирюзового тона берут окись кобальта, окись цинка и хромоалюминиевые квасцы, смешивают их, прокаливают (при 1300—1350°С), измельчают, промывают, сушат и просеивают Затем, взяв одну весовую часть красителя (пигмента) и три весовые части флюса, тонко размалывают их (смешивают), сушат и просеи­вают. В результате получается готовая бирюзовая краска в по­рошке.

При работе порошок «расправляется» с так называемым рас­творителем — чаще всего скипидаром, к которому могут быть добавлены: скипидарное, лавандовое масла, гуммиарабик, дома-ровая смола или капайский бальзам Иногда эти краски расправ­ляют на воде, добавляя сахар или глицерин, а также специально приготовленный декстрин Расправленный (растертый) порошок — краску наносят кистью на глазурованное изделие.

Органическая часть смеси (масло, скипидар) при обжиге выго­рает, а флюс, содержащийся в краске, «приплавляет» состав к гла­зури.

Из-за специфических свойств многие красители остаются в краске в суспензированном состоянии, а поэтому после обжига они в основном малопрозрачны или непрозрачны.

Чтобы получить промежуточный оттенок, не все краски можно смешивать между собой. Для повышения блеска красок в них можно добавлять флюс, но надо знать, какой именно, так как некоторые из них сильно изменяют цвет краски, а то и полностью ее обесцве­чивают.


Рис. 80. Ассортимент кистей для живописных работ по керамике (наиболее крупные   кисти — нулевые,  а наиболее  мелкие — № 8—10)
а— живописная длинная; б— живописная средняя, в — псстреточная (для  «пестрения»), г — ленточная, д — крытельные    большие, е — отводочная

Все надглазурные краски или усиливают свой тон после обжига, т.е. становятся ярче, или весьма изменяют его; некоторые даже при небольшой передержке во время обжига частично или пол­ностью выгорают.

Для надглазурной живописи применяют мягкие кисти, подоб­ные акварельным, — колонковыеибеличьи. Лучшие кисти — колонковые, они дефицитнее, но, приобретя такую кисть, ее можно сохранить на долгое время (рис. 80).

Первые опыты   под руководством преподавателя должны быть направлены на освоение нанесения кистью простого мазка (см ниже). При серийном выпуске изделий применяют также пуль­веризацию через трафарет и многие другие методы.

Начинающему полезно иметь пробную палитру цветов красок, получающихся после обжига, нанеся их (например, на блюдце) за соответствующим номером на ту глазурную основу, с которой учащийся будет работать.

В дальнейшем следует соблюдать такие же условия «расправле­ния» и толщину нанесенного слоя краски, как и при создании пробной палитры (более просвечивающиеся краски наносят толще). После приобретения известного опыта пробная палитра станет ненужной.

Помимо указанных выше кистей, надо завести стеклянные матованные палитры для расправления красок со скипидаром, «терпентином» (сваренные канифоль со скипидаром в соотношении 70 : 30) и другими маслами.

Весьма важно, чтобы комната для росписи была светлой. У рабо­чего стола нужно иметь шкафчик для хранения скипидарниц, бутылочек с маслами, пружинящих стальных шпателей (изгиба­ющихся ножичков), агатовых карандашей (для полирования и циров-ки при золочении), куранта и пр.

Во избежание запыления и загрязнения одной краски другой лучше иметь еще шкафчик с восемью-десятью небольшими выдвиж­ными палитрами, на которых расправлять краску только одного цвета.

Отсыпав шпателем необходимое количество порошка, к нему добавляют немного скипидарного или другого высыхающего масла, а затем скипидар. Консистенция смеси после перетирания краски с маслами должна быть такой, чтобы краски хорошо «брались» на кисть и не стекали с изделия. Критерием при этом служит проба капли краски на стекле, которая не должна растекаться. Не все краски требуют одного и того же количества масла. Лучше всего краску приготовить за несколько часов до работы, а иногда и за сутки, но в таком случае — на одном скипидаре. При отлеживании краски скипидар загустевает. В дальнейшем по мере необходи­мости можно добавлять масло или скипидар. Такая краска за время отлеживания равномерно смачивается разбавителем (т. е. маслами) и весьма удобна в работе.

Как в акварели можно определенными количествами воды ослабить или усилить тон краски, так и указанными маслянистыми препаратами можно достичь этого в керамической живописи.

Разнообразие физико-химических свойств данных красок, под­вергающихся сравнительно высокому огню, при котором они резко изменяются, требует накопления большого опыта для самостоя­тельной работы с ними.

Иногда  приходится  наблюдать,  как эту технику  начинают осваивать уже зарекомендовавшие себя художники или рисоваль­щики, но не керамисты, намереваясь освоить ее «за два-три дня» Однако это всегда кончалось глубоким разочарованием и бегством.

Ряд красок, как было отмечено, сильно выгорает после обжига, например селеновая коралловая, что заставляет наносить их болеетолстым слоем, чем другие. Одни краски требуют быстрых безоста­новочных мазков, например некоторые синие, а иные — становятся слишком интенсивными или совершенно меняют свой дообжиговый цвет. Подобные свойства не дают права относиться к ним поверх­ностно.

При сложных и многоцветных композициях нанесенные краски могут потребовать двух, трех и больше обжигов, т. е. ступен­чатого обжига. Тогда в первую очередь должны быть обожжены высокожгущиеся краски, а затем селеновые или золотосодержащие.

Так как кроющая способность красок после обжига различна и не всегда большая, то достаточно сложно овладение даже тех­никой мазка С этого собственно и начинается обучение технике живописи керамическими красками, что является залогом буду­щего успеха

Изучение свойств надглазурных красок даст возможность достигать больших декоративных эффектов, как, например, про­свечивания одного фона через другой (лессирование) или золочения, получения рельефа, инкрустации или комбинации над-глазурной росписи с подглазурной, что так развито было еще у дав­них китайских керамистов.

След.