Тиснение

Все существующие спосо­бы декоративной отдел­ки изделий из глины разделя­ются на два основных вида — рельефное и гладкое декори­рование.

Рельефное декорирование включает в себя резьбу, гравировку, тиснение, лепное узорочье.

К гладкому декорированию относят лощение и морение (чернение), ангобирование, роспись. Изделия подвергают декоративной отделке или до обжига, или после него.


До сих пор археологи находят в поселениях древнего челове­ка черепки и даже целые сосу­ды, украшенные так называе­мым текстиль-орнаментом — отпечатками грубых тканей и рыбацких сетей. Это, пожа­луй, самый древний вид тис­нения. Кстати, его охотно при­меняют современные керами­сты для создания на изделии определенной фактуры. В III — начале II тысячелетия до н.э. в Европе была широко распространена техника укра­шения посуды оттисками шнура и веревки. Она была настолько характерна для не­которых племен, что их куль­туру ученые назвали «культу­рой шнуровой керамики». Шнуровой орнамент наносил­ся вдавливанием в глину пру­тика, на который был намотан шнур. Располагая короткие отпечатки шнура под разными углами, гончар создавал из них самые разнообразные узо­ры.

Японские гончары вплоть до XX века использовали для ук­рашения сосудов вместо шну­ра тесьму, сплетенную из ри­совой соломы. Только что вы­полненный сосуд плотно об­матывали тесьмой, сушили и отправляли в печь на обжиг. В печи солома выгорала, а на ожженном сосуде остава­лись углубленные отпечатки, создававшие на поверхности черепка оригинальную фак­туру.

Древние мастера использова­ли для украшения керамики также отпечатки различных растений: колосья хлебных злаков и отдельные зерна, иголки хвойных деревьев, все­возможные раковины и т. п. У японцев долгое время пользо­валась успехом так называе­мая сосново-игольчатая кера­мика. Сырой сосуд обкладыва­ли со всех сторон сосновыми иголками, которые закрепляли бечевками. После выжигания иголок образовывалась по­верхность, сплошь испещрен­ная мелкими черточками. Кроме тесьмы и сосновых иго­лок, для тиснения использова­лись рисовые зерна. В стенки сосуда зерна вдавливали так, что образовывался узор, под­чиненный определенному рит­му. В таком виде сосуд поме­щали в печь. После выгорания зерен на поверхности сосуда оставался углубленный узор. Почти повсеместно в разные времена для нанесения тисне­ного узора гончары использо­вали соломинки, стебли трост­ника и древесные ветки. Со временем кончики деревян­ных палочек стали скруглять, заострять, срезать под разными углами и, наконец, выре­зать на их торцах простейшие фигурки (рис. 50.1). Штампики приставляли под прямым углом к поверхности изделия и, слегка нажимая, вдавливали в глину. Комбинируя и чере­дуя оттиски в определенной последовательности, получали выразительные узоры (50.5). Если же штампики с круглым или прямоугольным сечением вдавливали в глину не под прямым углом к поверхности, а под острым, то образовывался узор из скобкообразных и когтеобразных вмятин (50.2).



Несмотря на простоту, подобный узор выгодно подчеркивал форму глиняного сосуда,
придавая ему особую выразительность.

 

Узор, полученный вдавливанием в глину простейших штам­пыков, археологи называют «ямочным».

 

В сочетании с ямочным узо­рочьем часто верх сосуда опоя­сывали «жемчужинами» — не­большими полусферическими уголками (50.3). Чтобы полу­чить одну из таких «жемчу­жин», стенку сосуда продавли­вали с внутренней стороны па­лочкой с закругленным кон­цом до тех пор, пока на внеш­ней стороне не появлялся хо­рошо заметный бугорок. «Оже­релье» из подобных «жемчу­жин» для наших предков было не только украшением, но и оберегом, охранявшим содер­жимое сосуда от недоброго глаза.

Зародившиеся многие тысяче­летия назад приемы декора­тивной отделки благополучно дожили до наших дней благо­даря своей простоте и доступ­ности (50.4). В качестве украшений для своих игрушек из­брал тисненый орнамент на­родный мастер из Костромской области (рис. 51).


Соче­тая всего-навсего лишь точки с черточками, он смог тем не ме­нее создать выразительные и разнообразные узоры. Под слоем глазури, которая обра­зовывает в углублениях тем­ные наплывы, узор становится более живописным и выразительным. Глубину тиснения подчеркивают возникающие вокруг каждого углубления блики. Подобный прием деко­рирования был использован современным мастером для от­делки квасника (рис. 52).


Про­стой, но выразительный орна­мент на сосуде выполнен огра­ниченным количеством инст­рументов — трубочкой, заост­ренной палочкой и лопаткой. Под слоем зеленой поливы «муравы» поверхность квас­ника переливается, словно по­лированный малахит. Если старые мастера исполь­зовали для тиснения такие подручные предметы, как со­ломины, стебли тростника, то теперь нередко к ним присое­диняются крестовые отвертки, всевозможные трубки, шесте­ренки от часов, гвозди и шуру­пы (рис. 53).


При умелом и очень осторожном их исполь­зовании можно составлять до­вольно выразительные узоры. В последнее время для тисне­ния узоров стали применять всевозможные накатки (рис. 54). Накатка, сделанная из ко­лесика от часов, дает возмож­ность получать пунктирные линии (54.1). Из цилиндриче­ской пластмассовой крышки от зубной пасты, имеющей продольные бороздки, можно сделать накатку для тиснения широкой полосы из парал­лельных черточек, а также для фактурной обработки поверх­ности (54.2).


Для нанесения шнурового узора накатку изго­тавливают из деревянного стержня, который обматывают шнуром или мягкой проволо­кой (54.3). После подсыхания глины углубления тисненого орнамента нередко заполняют цветными ангобами (жидкой глиной). Поверхность изделия становится гладкой, а узор четко выделяется на его фоне. Этот способ декорирования называется молетажем. В ке­рамическом производстве он используется в основном для нанесения на посуду всевоз­можных бордюров. Специальными накатками, вы­резанными из твердой и плот­ной древесины (самшита, бука, груши, яблони, клена), можно наносить на сосуды рельефные узоры (54.4). Перед накатыва­нием на поверхность изделия наклеивается небольшой жгут из мягкой глины. Место наклейки смачивается водой. После прокатки жгут прочно соединяется с основой, а над поверхностью образуются вы­пуклые элементы узора. Однако гораздо чаще рельефные узоры наносятся на изде­лия с помощью всевозможных штампов  с  контррельефом.

 

Штампы вырезаются из гли­ны, находящейся в кожетвердом состоянии, дерева и лино­леума.

 

Для резьбы по глине и линоле­уму подойдут резцы, сделан­ные из стальных ученических перьев (55.1). Работая над контррельефом, всегда помнят о том, что каждое углубление в штампе будет строго соответ­ствовать выпуклойчасти бу­дущего рельефа: чем глубже углубление, тем выше рельеф. После выполнения резьбы глиняный штамп сушат и об­жигают.


Контррельеф на глине можно получить и более простым способом, воспользовавшись .готовым рельефом на изделии из керамики, стекла, дерева и металла. Часть узора, с кото­рой собираются получить контррельеф, смазывают вазе­лином или восковой мастикой. Затем прикладывают кусок мягкой глины и вдавливают в нее рельеф. На глине остается оттиск, точно передающий все детали рельефа. Остается только срезать лишнюю глину и слепить ручку, за которую было бы удобно держать штамп. Контррельеф для штампа веревочного узора лег­ко получить, сделав оттиск с туго скрученной веревки (55.4). Если контррельеф вы­резан в линолеуме, то в качест­ве ручки удобно использовать катушку из-под ниток (55.2). Кружок или прямоугольник из линолеума приклеивают к торцу катушки каким-либо универсальным клеем, напри­мер БФ-2. При нанесении рельефного узора на поверх­ность под штамп подкладывают глиняный шарик, из его массы формуются выпуклые элементы узора (55.3).

 

Тиснение пальцами («Пальце­вые защипы»). Особый вид тиснения представляют собой так называемые пальцевые защипы (рис. 56). Основные, и единственные, инструменты, которыми подобное тиснение выполняется, — это пальцы рук. Посуда с пальцевыми защипами довольно часто встре­чается при раскопках скифских курганов. Пальцевым тиснени­ем украшали края посуды и налепные жгуты, опоясывающие ее. Приемы, разработанные еще в глубокой древности, продол­жают применять и современ­ные гончары, например, при от­делке края цветочного горшка (56.1). Гончар сжимает венчик между большим и указатель­ным пальцами так, чтобы края вдавленных углублений слегка коснулись друг друга (56.1а), либо оставляет небольшие про­межутки между ними (56.1б). Еще в VI веке до н.э. скифские гончары специально делали у посуды двойной венчик, чтобы пальцевые защипы оказались только на внешней стороне со­суда (56.2). Одинарный венчик (56.3) и плечики сосудов деко­рировали нередко идущими че­редой вмятинами (56.5). На плечики предварительно на­клеивали жгут из мягкой гли­ны. Чтобы сосуд, находящийся в кожетвердом состоянии, не деформировался, его стенку из­нутри придерживали левой ру­кой. Один из древнейших спо­собов украшения венчиков и шейки сосуда заключался в том, что, сделав очередную вмятину, гончар каждый раз сдвигал слой глины на несколько мил­лиметров в сторону предыду­щей вмятины (56.4а). Этот же прием использовали при отдел­ке жгута, приклеенного к шейке сосуда (56.4б).


Пред.     След.