Возможная схема изготовления керамических изделий

Сухая глина, замешанная с определенным количеством воды, образует глиняное тесто, по свойствам отличающееся от сухой глины, так как оно становится в той или иной мере пластичным.

Если глиняное тесто, из-за природных качеств глины, получается слишком пластичным (жирным), его нужно сделать более «тощим», введя в него, например, песок или другие каменистые неглинистые материалы. Такая искусственная масса лучше поддается сушке и обжигу, благодаря чему она меньше сокращается в объеме. Поэтому значительно уменьшается опасность образования трещин на изделии, а кроме того, облегчается соблюдение заданных размеров при его изготовлении.

Керамическое тесто, в которое введено несколько глин или несколько тощих материалов, например полевой шпат и мел (пос­ледние — для понижения температуры спекания и оплавления), можно назвать сложнойкерамическоймассой. Такие массы могут быть приготовлены не только в пластичном, но и в жидком состоянии (шликер), а кроме того, — в полусухом и сухом. Это обусловлено принятым методом формования изделий, а само состояние — количеством воды в массе.

Под нормальнымтестом (массой) подразумевается набухшее тесто такой консистенции, при которой оно не прилипает к рукам, легко, не загрязняя рук, уминается и формуется. Это состояние устанавливается особой пробой.

Приготовление массы, формование и высушивание. Масса лю­бого вида должна быть доведена ручным или машинным способом до однородного состояния и содержать достаточно влаги, позволяю­щей ей легко формоваться. Важно, чтобы при обработке масса была освобождена от пузырьков воздуха, которые могут разорвать черепок на мелкие куски при обжиге.

Изделия из приготовленной массы формуют различными спосо­бами: ручным формованием (лепкой), точением на гончарном круге, прессованием, литьем и иными способами, пользуясь только руками или деревянными, гипсовыми, стальными и другими формами, а так­же машинами.

Приготовленное сырое изделие («сырец») даже в обычных атмос­ферных условиях высыхает и отвердевает. Для ускорения сушки полуфабрикат помещают в теплое сухое место или в специально подогреваемое помещение — сушило.

В течение сравнительно короткого периода, зависящего от свойств глины (массы), условий сушки и ее продолжительности, форма изделия может быть подправлена инструментом, а также доработана с целью нанесения, например, рельефного декора. Но за гранью так называемого кожетвердогосостояния изделие теряет свои рабочие качества и только при весьма большом опыте может быть подправлено или изменено в конфигурации.

Если изделие («сырец») хранится в нормальных атмосферных условиях, сравнительно легкая обработка его, например с по­мощью резиа, возможна приблизительно в течение суток.

 

Первый обжиг (утельный). Даже хорошо высушенные изделия способны размокать в водных суспензиях глазурей или красок, а поэтому путем предварительного обжига им придают прочность, подобную камню, и неразмокаемость в воде. Чаще всего их обжигают не при полной необходимой для созревания черепка температуре, а несколько меньшей, как говорят, «на утель». Однако, если изделие толстостенное, то не исключена возможность глазурования его прямо по сырой поверхности.

После первого обжига черепок имеет в основном еще пористую структуру.

Керамисты работают над изысканием эффективных водоустой­чивых добавок, которые позволили бы исключить утельный обжиг.

Глазурование и декорирование. После того, как изделие остынет, его глазуруют, обжигают и декорируют или же сразу декорируют, а затем глазуруют прозрачной глазурью, т. е. наносят тонкий слой водной суспензии глазури, и обжигают. Изделие, подвергнутое второму обжигу, становится водонепроницаемым и гигиеничным н употреблении.

Не все виды керамики глазуруют.

Второй обжиг (политой, глазурный). Целью этого обжига яв­ляется шриплавление» нанесенной глазури к черепку. В соответ­ствии со специальным режимом повышают температуру печи до предельно необходимой. Конечная температура этого обжига обычно зависит от той температуры, при которой «созревает» глинистая масса, а также от температуры плавкости глазури.

Глиняные изделия типа гончарных обжигают при температуре 800—1000°С, изделия с каменным черепком, например плитки для полов, при 1200—1300°С; для так называемого твердого фарфора требуется температура 1350— 1400°С.

Третий обжиг (муфельный). Этому обжигу подвергают не каж­дый вид керамики: весьма часто он используется применительно к белому тонкому товару («белью»), например фарфору. В таком слу­чае его расписывают в основном надглазурными керамическими красками, флюсующимися и приплавляющимися при 800—900°С и даже ниже (см. гл. 10).

При выполнении уникальных художественных изделий иногда возникает необходимость и в четвертом и пятом обжигах, что зависит от технологических свойств используемой палитры красок.

 

След.