Узорно-рельефное офактуривание керамической поверхности

Светотень (рельефный штамп). Узор, рассчитанный на игру светотени, использовался давно — как в архитектурной керамике (рельефная кладка кирпича), так и в декоративно-бытовой (рис. 143).


Рис. 143. Небольшая скульптура из керамики, офактуренная щтампиком 


 

Рис. 144. Глазурованная ваза, декорированная гравированием

Штампики для нанесения узора (орнамента) можно изготовить из гипса или из глины путем скатывания из нее небольшой болванки, провяливания до состояния, при котором срезы слегка блестят, и обжига.

В Китае в качестве штампика применяли рисовое зерно, которое после выгорания образовывало углубления.

Процарапывание и вырезание контура  (гравирование).  Длягравирования можно пользоваться самостоятельно изготовленным резцом — шкицовкой. Он представляет собой гвоздь, воилый в деревянную ручку, шляпка которого сплющена и затем обточена полукругом, как хозяйственная полукруглая сечка. Гравированиесырого изделия производят по хорошо подвяленной глине.

Выявленные контуром места заполняются глазурью, которая, оттягиваясь от процарапанного контура, хорошо выявляет узор. Эту площадь можно заполнить и ангобом, а затем изделие заглазуровать (рис. 144).

Налепка форм (веджвудские камеи — «аппликации» ). В ста­рину это украшение применя­лось весьма широко как англий­скими керамистами, так и при изготовлении рейнской каменной посуды, покрытой обыкновенно одноцветной глазурью.

Перенесение налепки с помощью формы видно из схемы (рис. 145).


Рис. 145. Схема перенесения налепки с помощью формы
1 — форма, 2 — глинистая масса; 3— раз­рез сырого черепка


Рис. 146. Рельеф типа веджвудских камей (белый на голубом фоне)

Рельефы формуются из пластичной, просвечивающей после обжигамассы, с помощью небольших тонко детализированных форм. Формы для промышленных работ делают из «бисквита». Отформованные детали или части их осторожно поднимают шпателем и наносят на кожетвердое изделие, поверхность которого смочена не шликером (во избежание загрязнения фона), а водой с помощью кисти. Рельеф плотно присасывается к черепку (рис. 146).

Применявшийся более ранними керамистами метод состоит в закрашивании намеченных мест гипсовой формы полупрозрачным белым шликером, а затем заливке окрашенного основного шликера в форму Различная толщина полупрозрачного шликера придает цвету фона различную интенсивность, после того как появится просвечиваемость. Эффект полу­чается почти такой же, как и при методе pate stir pate.

Сверление и вырезание. Перво­начальный рисунок должен быть очень прост и состоять, скажем, из кружков, овальных листиков и т. п с довольно большими рас­стояниями от просветов.

В местах, которые подлежат вы­резанию, делают небольшие наколы и с малым давлением (первона­чально — сверлом от руки) просвер­ливают тонкие отверстия. Затем заточенным с обеих сторон ножом с тонким лезвием вырезают рису­нок. Массу режут под некоторым углом, благодаря чему достигается иллюзия выреза, который на самом деле меньше, чем будет казаться.

Вырезание можно эффектно при­менить к двустенным изделиям

(одно изделие вставлено в другое), делая вырезы на наружной стенке, а внутреннюю — оставляя целой.

В донышке, например, наружной чаши делается отверстие для стока глазури во время глазурования и удаления кусочков массы при вырезании.

На рис. 147 показана ажурная резная ваза современной китай­ской работы. На заводах такие изделия изготовляют с помощью гипсовых форм. Намеченный для вырезания рисунок наносится на модель в виде тонкой вдавленной линии.


Рис. 147. Резная ваза современной работы

След.